Япония:
Главная страница

Туры

Виза

Отели

Фотогалерея


   Информация:
География и климат

Население и язык

Национальные особенности

Кухня

Выходные и праздничные дни

Экскурсии

Транспорт, электричество, связь

Прокат авто

Доп. информация


   Online-консультанты:

 
   
     




Япония

Национальные особенности

Культура вчера и сегодня
У истоков культурного развития Японнии стояли китайские и корейские учителя-наставники, которых начиная с VI в. сознательно призывали приехать в страну. Принц-регент Сё-току (574-622) сумел сделать так , чтобы и свое, и чужое было сведено в единую систему и приспособл ено для потребностей молодого японского государства. В период Хэйан Япония переживала первый после строжайшей самоизоляции культурный расцвет. С отказом представителей военной касты вести утонченный придворный образ жизни в Киото и переносом столицы сёгуната в Камакура, начала раз виваться новая рыцарская культура со своим собственным стилем, который и по сегодняшний день считается типично японским. Культура самураев хар актеризуется строгой простотой, жесткой самодисциплиной, правилами конф уцианской этики, дзэн-медитациями и презрением к смерти. Главным ее выр ажением стала чайная церемония; все имеющее к ней отношение является пр едметом высокого искусства: керамика, живопись тушью, икебана, лаковые изделия, архитектура, оформление сада и внутреннее убранство помещения, текстиль.

Сложившаяся под китайским влиянием дворцовая и сформ ировавшаяся в духе дзэн японская культура веками развивались параллель но, мало изменяясь в своей сути. В японском понимании искусства для уч еника важнее совершенное подражание мастеру, чем поиск нового, собстве нного пути.

С отменой изоляции 1868 г. значительно усиливается влияние западного искусства, а поэтому в сегодняшней Японии представл ены все стили и направления искусства.

Традиционный театр
Япония обладает очень старой и в высшей степени условно-манерной трад иционной театральной культурой. Самая древняя форма этого жанра - те атр но (ноо, ногаку), созданный Дзэами (1363-1443) на основе народны х игровых и синтоистских традиций как единое театральное действо из танца, музыки, драмы и пения. Став видом дворцового развлечения, он р азвился в высоко стилизованное искусство с тщательно выпестованными и гровыми традициями и формами. Главное в но - соблюдение условностей: размеренные отточенные движения, маски-типажи, вмешивающийся в действ ие мужской хор, оркестр и танец. Изобразительные средства скупы, дейс твие абстрактно. Чувства выражаются жестами, декорации практически отс утствуют.

Великолепие роскошных одеяний, филигранная точность игры музыкантов, абсолютное владение каждым доведенным до совершенств а движением и жестом делают любое представление театра но величайшим событием даже для тех, кто не может в деталях понять суть происходяще го.

Представления кукол бунраку и театр кабуки - жанры периода развития городского сословия. В пьесах речь чаще всего идет о военных событиях или о личных трагедиях. Их постановки, в отличие от театра н о, эмоционально заряжены, экспрессивны, часто отличаются громким испол нением, полны актерских и техникосценических трюков и гораздо более п онятны иностранцам.

Литература
Для человека, интересующегося культурой другой страны, литература - прямо й путь к познанию. Однако такой подход затрудняется спецификой японского образа мышления и поступков. Поскольку жизнь здесь течет во многом в зам кнутых рамках, где все имеет свое предназначение, многое из того, что зап адная литература уже детально прояснила, в японской не высказывается. Богатые литературные традиции Японии восходят к VIII столетию. Вершиной р анней аристократической литературы стало "Сказание о принце Гэндзи" придво рной дамы Мурасаки Сикибу (около 1000 г.). Этот роман живо и образно описы вает придворный мир эпохи Хэйан. В ранней японской литературе поражает высо кая позиция и другого автора - писательницы Сэй Сёнагон (около 1000 г.), чь и "Записки под подушкой", читаемые сегодня как дневники, дошли до наших дней. По мере формирования городского сословия в XVI-XVII вв. получили распростра нение рассказы и повести развлекательного характера, такие как проза Ихара Сайкаку (1642-1693). В лице Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724) театр кукол бун раку и театр ка-буки обрели замечательного автора, а мировая литература - од ного из крупнейших драматургов.

С открытием Запада японская литератур а претерпела значительные изменения. Мори Огайи (1862-1922) оставил современ никам многочисленные переводы европейских авторов и создал новую форму роман а "от первого лица". Натсуме Сосеки (1867-1976), Акутагава Рюноске (1892- 19 27), Симазаки Тосон (1872-1943) и другие пошли этим же путем дальше.

Противоречивое отношение личности к Востоку и Западу нашло отражение в романтиче ской прозе Танадзаки Дзюнитиро (1886-1965), Кавабата Ясунари (1899-1972) и Ин оэ Ясуси (1907-1998). Мисима Юкио (1925- 1970), чьи хаотичные попытки бунта за кончились ритуальным самоубийством перед работающей кинокамерой, был несправе дливо забыт. Цикл писателя "Море плодородия" дает грандиозную панораму японск ой жизни времен реформ Мэйдзи.

Писательницы Энчи Фумико (1905- 1986), Коно Таэко (род. в 1926 г.) и Са-та Инеко (1904-1980) повествуют о трудной р оли японской женщины в мире, обустроенном мужчинами. Эн-до Сюзаку (род. в 1 923 г.) и Оока Сё-хай (1900-1988) бескомпромиссно показывают зверства японс ких завоевательных войн. Творчество великого Кендзабуро Оэ (род. в 1935 г.) было по праву отмечено Нобелевской премией. Получили международную известн ость романы Харуки Мураками (род. в 1949 г.) и пронзительные, резкие расска зы Бананы Йошимото (род.в1964г.)

Музыка
Там, где требуется воссоздать типичную японскую атмосферу, обязательно зазвучат бамбуковая флейта (ся-кухати) и трехструнный, похожий на лютню, сямисен. Оба этих инструмента своим строгим, скупым звучанием лучше всег о передают столь важную для всех видов искусства дзэн суть ва-би и саби ( с. 19). Насколько эмоционально, будто в экстазе, звучит сямисен, можно усл ышать во время представления в Театре бунраку (с. 20), где виртуоз-музыкан т способен извлечь из трех струн всю лирику любви, печаль скорби и отчаяния , гнев ненависти и восторг счастья. Эти музыкальные инструменты вместе с 13- струн-ной японской цитрой (кото) возникли, как и исполняемая на них музыка, в XVI столетии.

Намного старше совсем по-другому звучащая средневек овая музыка га-гаку, сопровождающая придворный танец бугаку - она исполняе тся на губной гармошке, флейте и многочисленных барабанах. Самая древняя яп онская музыкальная традиция -кагура - связана с синтаистскими ритуальными т анцами и в том же неизменном виде исполняется в крупных синтоистских храмах и сегодня.

С конца XVIII в. японская музыкальная традиция словно застыла и получила свежий импульс к обновлению и обогащению лишь с отк азом страны от изоляции. Музыкальная жизнь сегодняшней Японии отличаетс я оольшим разнообразием - здесь широко представлены все жанры западного м узыкального искусства. Целый ряд видных японских композиторов существенно обогатили своими произведениями современную музыку.

Танец
Танец играет огромную роль в культе синтоизма (кагура), а также в театрах но и кабуки (с. 20). Так, во всех более крупных синтоистских храмах есть подиум, положивший в XIV в. начало развитию театра но. Традиционные формы японского танца подчинены строгим каноничес ким правилам и характеризуются символизмом движений и жестов, без знания которых понять смысл действа практически невозможно. Непосвяще нному зрителю остается только восхищаться великолепными костюмами исполнителей и строгой ритмичностью музыки.

Противоположностью традициям стал возникший в 1950-е гг. танец буто, шагнувший с тех пор далеко за пределы Японии и приобретший невероятную популярность. Экспрессивные позы, обозначающие опустошение души, грим, обнаженность тела и поиски границ возможного - всё это позволяет почувствовать другую сторону Японии , очень далекую от дзэн и конфуцианства.

Живопись
Вместе с буддизмом в Японию пришла и китайская сакральная живопись ( канга), наряду с которой стала развиваться и самобытная японская (шко ла Ямато-э). В противоположность красочному, изобилующему деталями искусству Китая, она концентрировалась на линиях как основном элементе изобразительного искусства. В живописи тушью этот стиль достиг подлин ного совершенства: пустоты и теряющиеся на изобразительном фоне линии побуждают зрителя завершить картину силой собственного воображения. Ча сто такие картины снабжены подписями, которые сами по себе, являясь образцом художественной каллиграфии, становятся своеобразными произведениями искусства. Китайскую тенденцию развития искусства демонстрируют эмаки - рассказывающие картинки (часто иллюстрации к поэтическим творениям), отмеченные элегантно-строгим рисунком линий, нежными пастельными красками и гармоничным вкраплением искусно написанного текста. Из Китая переняли и форму картины - длинный горизонтальный свиток, который можно развернуть, к примеру, во время чайной церемонии.

В конце XVII в. в Японии появилась цветная гравюра на дереве. Первоначально она как бы выполняла ро ль газеты, поскольку отображала повседневную жизнь горожан. Благодаря так им мастерам, как Харунобу (1727- 1770), Утамаро (1753-1806), Хокусай (1760 -1849) и Хиросигэ (1797-1858), прикладная графика приобрела черты высокого искусства и с тех пор оказывала постоянное влияние на европейских мастеров, н апример импрес-сионистов.

Архитектура
Самобытный стиль японского зодчества - это деревянные постройки на столбах, какие можно увидеть в Полинезии. Он и по сей день сохранился в конструкциях синтоистских храмов, традиционных крестьянских домов и отчасти - в жилых городских постройках. Внешней симметрии сооружения придается гораздо меньше значения, чем гармонии с природой. Образцы старейшей я понской архитектуры можно видеть в синтоистских святилищах в Идзумо и Исе. Строительство по китайским образцам исходит из внешнего вида сооружения: четкая симметрия вынуждала строить исключительно на равнинах или выравнивать строительную площадку искусственно, чтобы масштабное строительство не испытывало зависимости от условий природного ландшафта. Образц ами такого зодчества могут служить храм Хэйан в Киото (с. 60) или храм Ицукусима в Ми-ядзиме (с. 79). Сегодняшняя архитектура Японии предлагает миру концепции будущего. Пример - олимпийские сооружения великого архитектора Кэндзо Танг.

Сады
Начиная с эпохи Хэйан уход за садами был поднят на очень высокий уровень. Японский сад должен всегда федставлять собой пейзаж как единое целое и до X VI в. не столько являлся воплощением вожделенной мечты о собственном садике, сколько представлял собой пейзажный сад, которым любовались обитатели дворца или загородной виллы. Одним из самых распространенных типов садов паркового искусства является сад со скалами и озером (сан-суи), воды которого олицетворяют буддийский мировой океан и лежащий посреди него остров рая, "чистой земли" (дзё-до). Важнейшую роль в оформлении играют камни. Камни с острыми зубчатыми краями символизируют скалы; округлые, покрытые мхом - долины; галька и песок - дно реки, озера или моря. А вот цветы практически не имеют никакого значения, потому что быстро отцветают и разрушают ощущение вечности.

Существует широкий выбор возможностей в оформлении сада: начиная от натуралистического подражания природному ландшафту до закладки чуть ли не абстрактных садов, где земля, горы, озера и реки будут воссозданы по чти или вовсе без растений - только с помощью камней и песка (карэ-сан-суи). В самый расцвет эпохи феодализма были заложены грандиозные, парковые по своему типу пейзажные сады, которые планомерно расширялись до размеров прогулоч ных парков.

Особыми формами являются дзэн-сад и чайный сад. Первый представляет собой небольшой, не предназначенный для прогулок абстрактный пейзажный сад, часто лишенный всякой растительности и располагающий к по ружению в медитацию. Второй - это, скорее, узкая дорожка, ведущая к чайному домику, окаймленная небольшим числом растений, не дающих цветения, несколькими, как бы случайно разбросанными камнями, поросшими мхом, и старинными каменными фонарями; его назначение - вызвать у гостя ощущение тихой приглушенной красоты и подготовить его к внутреннему покою.

     
   
 
   Фотографии:








 
   
     

   
Copyright © Мир странствий — Туры для отдыха в Японию
г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, 21/5, 3 этаж, оф.№ 36